Кто-то уверенно отвечает «программистом» или «врачом», кто-то мечется между актерством и бизнесом, а кто-то и вовсе не знает, что ответить. Родители переживают: «Лишь бы не ошибся». Но вот парадокс — большинство ребят и родителей опираются на мифы, а не на реальные данные о рынке труда и профессиях будущего.
Рынок труда в России и во всем мире меняется стремительно. Новые профессии появляются быстрее, чем успевают войти в брошюры по профориентации — и не менее быстро исчезают.
Тем временем профессиональный выбор по-прежнему делается вслепую или по наитию: кто-то выбирает престижную специальность, кто-то — ту, что советует семья, а кто-то просто идет «куда возьмут». Результаты часто бывают плачевны: разочарование, переучивание, выгорание, кадровый дефицит и нестыковка ожиданий между выпускниками и работодателями.
В этой статье разберемся, какие самые частые мифы мешают подросткам и родителям сделать верный выбор, и что говорит о будущем профессий сам рынок труда.
Миф 1. «В финансах, рекламе, IT не пропадешь»
Мама настойчиво рекомендует своей дочери — одиннадцатикласснице Наташе — поступать на финансово-экономическое направление. Наташа сомневается: ей ближе бьюти-сфера, она уже помогает в салоне тети, ведет небольшой блог и подумывает о колледже, связанном с косметологией. Но мама непреклонна: «Экономическое образование — это база, а потом решишь». Наташа поступает на экономфак. На третьем курсе она понимает, что выбрала не свое — и начинает всё сначала.
Факты. Да, рынок серьезно изменился. Минтруд прогнозирует к 2029 году снижение спроса на:
- работников торговли: –233 тыс. человек
- специалистов по финансам: –88,7 тыс.
- маркетологов и пиарщиков: –32,3 тыс.
А что с IT? Действительно, спрос на разработчиков продолжит расти. Но гораздо быстрее будет расти востребованность тех, кто работает в логистике, на складах, в транспортировке — в 2,5 раза быстрее, чем на программистов.
Миф 2. «Рабочие профессии — для неудачников»
Даниил из Челябинска мечтал пойти в колледж на автомеханика — ему всегда нравилось возиться с двигателями, он с 12 лет помогал дедушке в гараже. Но в школе и семье звучало одно и то же: «Ты что, будешь грязным в комбинезоне, как в 90-х? Иди в вуз!». Он идет в вуз, куда проходит по баллам, но через два года отчисляется. Сегодня он — дипломированный автомеханик, обслуживает корпоративные автопарки и уже зарабатывает больше, чем многие его одногруппники.
Факты. Именно рабочие специальности сейчас в дефиците. К 2029 году стране будет не хватать:
- механиков и ремонтников транспорта;
- электромонтажников, отделочников, слесарей;
- токарей, фрезеровщиков.
Спрос на сотрудников в общепите, транспорте и производстве — свыше 500 тыс. человек. И никаких больше ассоциаций с «грязной работой»: теперь эти сферы связаны с технологией, автоматизацией и современной индустрией.
Миф 3. «Без высшего образования не устроишься»
Родители Ильи убеждены, что «диплом — это пропуск в жизнь». Илья еле добирается до окончания вуза и идет работать не по специальности в качестве стажера. А его одноклассница Лера после 9 класса пошла в колледж, выучилась на технолога пищевого производства. Сейчас ей 20, у нее уже два года стажа и второе повышение в должности.
Факты. Исследователи центра макроэкономического анализа говорят, что к 2035 году переизбыток выпускников вузов составит 2,7 миллиона человек.
По данным опросов, три четверти выпускников колледжей (СПО) готовы выйти на рынок труда сразу после выпуска. А выпускники вузов всё чаще оттягивают начало карьеры.
Колледжи и техникумы быстрее адаптируются под рынок, запускают программы по актуальным специальностям и дают прикладные навыки. Именно на эту систему сейчас делает ставку государство, перераспределяя бюджетные места в пользу СПО.
Миф 4. «Хорошая карьера — только в столице»
Арсению из Ульяновска родители с детства твердили: «Всё настоящее — в Москве. Тебе нужно туда». Он уезжает, поступает, снимает жилье, подрабатывает доставщиком. Через два года полностью вымотанный возвращается домой. А его бывший одноклассник Кирилл участвовал в профпробах, выбрал программу целевого обучения и попал на приборостроительный завод. Сейчас он работает в должности младшего инженера, без переезда и выгорания.
Факты. Этот миф особенно опасен: он отрывает детей от регионов, где они действительно могут быть полезны и востребованы. Сфера здравоохранения, наука, производство, логистика — все это активно развивается в регионах, и зачастую быстрее, чем в мегаполисах.
Как помочь ребенку увидеть это? Только на практике и своими глазами. Например, «Билет в будущее» организует профпробы, экскурсии и стажировки в родных городах школьников — от Калуги до Якутска.
Миф 5. «Госслужба — стабильность на века»
Оксана окончила магистратуру по государственному и муниципальному управлению. Родители гордятся: «Будешь работать в администрации, с пенсией и социальными гарантиями». Но уже год как она без работы: в регионе сокращения, новых вакансий нет, в конкурсе — 50 человек на место. Тем временем ее подруга Марина освоила профессию психолога-дефектолога. Сейчас она работает в детском центре и начинает строить частную практику.
Факты. Пора менять взгляды на представление о стабильности. Минтруд прогнозирует снижение в спросе на сектора госуправления, энергетики, сельского хозяйства.
А что на века? Ожидается, что к 2029 году рынок больше всего будет нуждаться в профессионалах сферы персональных услуг — это бытовые услуги, ремонт, индустрия красоты, психология, уход и забота о детях и пожилых.
Как не попасться в ловушку заблуждений?
Мифы о профессиях — это не безобидные иллюзии. Они могут увести в сторону, отобрать мотивацию и интерес, заставить поступить «как надо» и удлинить путь к себе и к своему призванию. Именно заблуждения приводят переучиванию, разочарованию и фразе: «Если бы я знал раньше…».
Так где искать то самое «раньше»? Где взять точку опоры?
Сегодня информации много — тесты, видео, советы экспертов, блоги, интервью. Но всё это часто разрозненно, бессистемно и требует времени, чтобы разобраться. Официальные прогнозы, аналитика рынка труда, реальные данные зачастую вообще проходят мимо школьников и родителей.
Профориентация в современном понимании — это и есть защита от заблуждений. Она помогает не просто выбрать профессию, а связать интересы ребенка с реальностью, отличить собственные желания от внушенных, увидеть неочевидные перспективы. Хорошо выстроенная профориентация дает ответы на главные вопросы: куда идти, зачем и с чем.
Именно поэтому Министерство просвещения разработало Единую систему профориентации. Система работает на базе бесплатного проекта «Билет в будущее». Платформа опирается на официальные данные и реальные запросы работодателей, помогает оставаться в курсе не только школьнику, но и родителю, учителю, наставнику.
Что делать родителю?
Подростку не нужен идеальный план на 10 лет вперед. Ему нужна возможность попробовать и увидеть, какие направления его цепляют. И главное — он нуждается в поддержке, а не давлении.
Родителю при этом не обязательно быть карьерным консультантом, важно уметь прислушиваться. И вот несколько вопросов, которые помогут выстроить диалог:
- Я слушаю своего ребенка или больше говорю и настаиваю на своем?
- Я ориентируюсь на рынок труда или на свои представления, возможно, ошибочные?
- Я хочу, чтобы ребенок жил «стабильно» или чтобы занимался делом, которое ему близко?
Знаю ли я, какие есть бесплатные и надежные ресурсы, чтобы мы могли пройти этот путь вместе?
Выбор всегда за ребенком, но путь к выбору можно сделать короче и приятней, без пробок и объездов. Каждый родитель может стать частью этой навигации, если захочет идти рядом.
