Российская экономика столкнулась с системным и многофакторным кадровым дефицитом. По данным Института экономики РАН, к концу 2023 года нехватка трудовых ресурсов в стране достигла почти 5 миллионов человек — рекордный показатель за последние десятилетия. По прогнозам, при сохранении текущих тенденций к 2030 году разрыв между спросом и предложением может достичь 20 млн человек.
На начало 2025 года дефицит кадров в агропромышленном комплексе превысил 200 тысяч человек, при этом нехватка работников в различных сегментах отрасли достигает 30–50%. Снижение числа занятых работников в сельском хозяйстве объясняется и оттоком населения в города, и имиджевой непривлекательностью сельского труда. В Госдуме подчёркивают остроту проблемы:
«Такое сокращение негативно влияет на потенциал и перспективы развития отрасли… Большинство работников агропромышленного комплекса — люди старшего возраста, которым некому передавать свои знания и опыт».
Мы обратились к представителям компаний «Мираторг» и «Логика молока», чтобы понять, каких молодых специалистов сегодня ждёт пищевая промышленность и сельскохозяйственный сектор экономики, и какими системными решениями пользуется бизнес.
Голос работодателей: реальность рынка и ожидания молодых специалистов
Всё чаще бизнес сталкивается с качественным дефицитом: на рынок труда выходят выпускники, не обладающие прикладными навыками, мотивацией и готовностью к реальному производственному процессу. Добавим к этому демографическое давление — результат низкой рождаемости 1990-х — и изменение карьерных ожиданий молодёжи, предпочитающей гибкие, визуально престижные и дистанционные форматы занятости. В результате спрос на технически грамотных, надёжных и территориально включённых специалистов многократно опережает предложение.
В агрохолдинге «Мираторг» кадровый дефицит называют устойчивым явлением, которое усугубляется на фоне роста производства:
«Кадровый дефицит — проблема не новая, особенно для крупных агропредприятий. Но сейчас она ощущается особо остро из-за активного роста производства и одновременно — снижения престижа рабочих и прикладных сельхозпрофессий. В результате возникает перекос: производство растёт, а людей, которые готовы обеспечивать этот рост руками и головой — всё меньше».
По оценке компании, ключевая проблема — не в отсутствии базовых знаний у выпускников, а в дефиците практического опыта и реального понимания профессии.
«Большинству не хватает личного опыта. Те, кто проходят стажировки — например, живут на фермах, работают с животными, техникой, решают реальные задачи, — почти всегда возвращаются. Сельское хозяйство — не про комфорт, но про настоящую значимость. Когда молодой человек впервые чувствует, что его труд реально важен — назад дороги уже нет».
В «Логика молока» фиксируют нехватку кадров сразу по нескольким направлениям — от рабочих профессий до инженерных и технологических компетенций:
«Как и многие компании в реальном секторе экономики, прежде всего мы сталкиваемся с нехваткой сотрудников на производственных линиях. Другое острое направление — логистика… Отдельно хочется остановиться на нехватке инженерных кадров, особенно в направлениях, связанных с качеством и безопасностью продукции».
«Мираторг» фиксирует наиболее болезненные кадровые пробелы:
«Среди ключевых направлений можно выделить сферы, где особенно ощущается потребность в новых специалистах. В их числе — агрономия и агроинженерия, ветеринария и зоотехния. Кроме того, актуальными остаются промышленные и пищевые технологии, а также инженерные специальности, связанные с механизацией и автоматизацией».
Компании сходятся во мнении, что у молодых специалистов зачастую складываются завышенные ожидания и недостаточно точное представление о том, чем они будут заниматься.
«Многие выбирают специальность, исходя из общего представления или по совету родителей, но не осознают, чем конкретно будут заниматься. Второй момент — ожидания не всегда совпадают с реальностью: молодёжь рассчитывает на высокую зарплату сразу после вуза, но сталкивается с необходимостью пройти период адаптации и набора опыта» («Логика молока»).
От точечных усилий к системе: зачем бизнесу профориентация
Особенно остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов, владеющих современными технологиями, поскольку сектор быстро технологизируется и требует новых компетенций. И «Мираторг», и «Логика молока» подчёркивают: современное производство — это высокотехнологичная среда, требующая не только физической выносливости, но и инженерного мышления, внимания к качеству, готовности внедрять инновации.
«Физический труд сегодня часто воспринимается как что-то второстепенное. Молодёжь, выросшая в цифровом мире и под влиянием других ценностей, не сразу видит привлекательность в реальной земле, животных и ответственности. Но именно за этой “непривлекательной” внешностью скрываются настоящие смыслы и драйв» («Мираторг»).
«Молочная отрасль — это не просто йогурты в магазине и коровы на ферме, это технологичная и социально значимая сфера экономики… Молочная промышленность напрямую влияет на здоровье нации — особенно детей, и требует высокой ответственности. Но в этом и есть мотивация: чувствовать, что ты делаешь важное и нужное дело» («Логика молока»).
Ежегодный кадровый дефицит в АПК оценивается в районе 140–200 тысяч человек, что стимулирует правительство запускать федеральные программы поддержки и целевого обучения. Компании активно включаются в профориентационные проекты, потому что понимают: чем раньше школьники увидят профессию «вживую», тем выше шанс, что их выбор будет осознанным.
В частности, обе организации участвуют в федеральном проекте «Билет в будущее», реализующем Единую модель профориентации для школьников.
«Логика молока»:
«Молодые люди амбициозны, они хотят интересной работы, быстрой отдачи и прозрачных карьерных треков, и это справедливые ожидания. Но чтобы их реализовать, нужна система, в которой образование, бизнес и государство работают в связке. Для школьников мы проводим экскурсии, участвуем в проекте “Билет в будущее” и уже охватили более 8 тысяч учеников и студентов. Чем раньше молодёжь увидит, как устроена современная промышленность, тем осознаннее будет их профессиональный выбор. Теоретические знания в вузе — это одно, а когда ты проходишь путь по всем этапам производственной цепочки, многое становится на свои места».
В «Мираторге» подчёркивают:
«Пока агросфера — это что-то далёкое и абстрактное. Нужно, чтобы она стала ближе, понятнее, тогда и выбор будет осознанным. Самый вдохновляющий момент — когда человек приезжает с опасениями и сомнениями, а уезжает с горящими глазами, потому что нашёл своё. Предрассудки сменяются уважением к себе и своей профессии».
В агрохолдинге «Мираторг» кадровая политика перешла от точечного найма к комплексной работе с будущими специалистами. Компания выстраивает цепочку взаимодействия с молодыми кадрами на всех уровнях — от школы до первого трудоустройства. Компания ежегодно вкладывает более 25 млн рублей на образовательные программы — целевое обучение в вузах, агроклассы для школьников, стажировки и практики, программы развития управленческих компетенций. Вложенные усилия и ресурсы приносят свои плоды: более 80% участников программ трудоустраиваются в компанию.
Профориентация как экономический инструмент
В условиях структурного дефицита рабочей силы профориентация перестаёт быть исключительно задачей школы или семьи. Это становится элементом кадровой и экономической политики, напрямую влияющим на производительность труда, устойчивость отраслевых цепочек и инвестиционную привлекательность регионов.
Разрыв между тем, чему учат, и тем, что реально требуется на рабочем месте, — уже не образовательная, а экономическая проблема. Длительная адаптация, переобучение и низкая мотивация молодых специалистов приводят к росту издержек, сокращению кадровой лояльности и замедлению модернизационных процессов.
Компании могут частично компенсировать этот разрыв за счёт стажировок, наставничества, корпоративных образовательных программ. Но для долгосрочного эффекта нужна институциональная поддержка: нормативная база, цифровая инфраструктура, методическое сопровождение и координация между школами, бизнесом и государством. В этом смысле системные профориентационные проекты могут рассматриваться не просто как социальная инициатива, а как часть кадровой стратегии страны.
